В образовательных организациях Свердловской области внедряется целевая модель наставничества в соответствии с распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2020 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися». ГАПОУ СО Режевской политехникум тоже работает по внедрению целевой модели наставничества для своих студентов.
Своими корнями практики наставничества достигают доисторических времен. В первобытных обществах юноши, которые готовились к инициации, находились под наблюдением и набирали советы специально предназначенных для этого опытных старших членов племени. В Европе наставничество известно по крайней мере со времен Древней Греции. В античной литературе описаны практики наставничества древних персов и эллинов. В западной традиции такая наставника называют ментор по имени легендарного наставника сына Одиссея Телемаха. В СССР наставничество распространялось в системе профессионально-технического образования и производственного обучения, с 1950-х годов приобрело характер массового движения, в 1990 –х годах движение перестало поддерживаться предприятиями и угасло. В 2010-х годах в России наметился курс на возрождение этой традиции. На сегодняшний день, наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Реализуется наставничество по определенной форме – способу реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. Форм наставничества много, в техникуме с участием студентов реализуются две формы наставничества: «студент-студент», «работодатель–студент», с учетом вариаций ролевых моделей по каждой форме.
Форма наставничества «студент-студент» предполагает взаимодействие учащихся одной образовательной организации, при котором один из учащихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное, строгой субординации. Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными / социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения (включая адаптацию детей с ОВЗ).
Форма наставничества «работодатель–студент» предполагает взаимодействие студента и представителя предприятия/организации, при которой наставник активизирует профессиональный и личностный потенциал студента, усиливает его мотивацию к обучению и самореализации. В процессе взаимодействия наставника с наставляемым в зависимости от мотивации самого наставляемого (личная, общепрофессиональная или профессиональная) происходит развитие профессиональных компетенций, освоение отдельных видов деятельности, углубленное изучение отдельных тем, планирование карьеры. Целью такой формы наставничества является получение студентом (группой студентов) актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств, необходимых для осознанного целеполагания, самоопределения и самореализации. Среди основных задач деятельности наставника в отношении студента: помощь в раскрытии и оценке своего личного и профессионального потенциала; повышение осознанности в вопросах выбора профессии, самоопределения, личностного развития, повышение уровня профессиональной подготовки студента, ускорение процесса освоения основных навыков профессии, содействие выработке навыков профессионального поведения, соответствующего профессионально-этическим стандартам и правилам и развитие у студента интереса к трудовой деятельности в целом.
Наставничество — длительный процесс, требующий организованности и системного подхода. Необходимые знания и умения не передаются за один раз или от случая к случаю, поэтому наставничество надо особым образом организовывать и контролировать. Для положительного, позитивного и стойкого результата по внедрению целевой модели наставничества в Режевском политехникуме принимать участие могут все заинтересованные стороны: студенты, родители, преподаватели, мастера производственного обучения, работодатели, кураторы.
Ознакомиться с документами по целевой модели наставничества в Режевском политехникуме можно в разделе «Сведения об организации», подраздел «Наставничество».