Целью работы педагога-психолога является:
- психолого-педагогическое сопровождение студентов и студенческих групп в образовательном процессе, повышение психологической защищенности студентов, формирование социально-адаптивного, востребованного на рынке труда выпускника.
- обеспечение социально-психологических условий, способствующих повышению качества образовательного процесса в техникуме и направленных на максимально полное раскрытие личностного потенциала каждого из его субъектов.
Задачи педагога-психолога:
- сбор и анализ результатов обследований, создание банка данных психологической информации, составляющих социально-психологический портрет студентов техникума;
- помощь кураторам в создании атмосферы психологического комфорта, в повышении эмоционального настроя в коллективах студентов;
- выявление и изучение потребностей студентов, их интересов, отклонений в поведении, адаптированности к социальной среде;
- взаимодействие с семьей студентов, кураторами, преподавателями-предметниками для оказания психологической помощи студенту;
- организация и проведение работы по профилактике правонарушений, наркомании, табакокурения и употребления алкоголя в студенческой среде;
- организация в содействии формирования у обучающихся потребности в саморазвитии и самовоспитания;
- проведение тренинговых занятий, направленных на развития групповых отношений, коммуникативной компетентности, личностного роста;
- организация сотрудничества и взаимодействия со специалистами служб системы профилактики.
Деятельность педагога-психолога осуществляется по следующим направлениям:
Психолого-педагогическая диагностика
В рамках данного направления проводится диагностика личностных качеств, эмоциональных состояний, психических процессов, изучение интересов, ценностей, склонностей и способностей студентов, межличностных отношений, оценка социально-психологического климата и атмосферы в группах и коллективах и другие виды диагностики.
Коррекционно-развивающая работа
Коррекционно-развивающая работа включает в себя проведение групповых тренинговых занятий (на сплочение, развитие навыков общения, разрешения конфликтов, развитие уверенности в себе, творческих качеств личности, самопознание и саморазвитие) и индивидуальных занятий по результатам диагностики и запросам.
Консультирование
Индивидуальное психологическое консультирование по вопросам развития, обучения, жизненного самоопределения, эмоциональные проблемы, взаимоотношения с окружающими и др.
Психолого-педагогическое просвещение и профилактика
Психолого-педагогическое просвещение и профилактика осуществляется в форме выступления психолога на кураторских часах, бесед, лекций, встреч со специалистами разных сфер деятельности, круглых столов, семинаров, практикумов, дискуссий, видеолекториев, информационно-просветительских и профилактических акций по следующей тематике:
- адаптация к условиям обучения в техникуме;
- психология межличностных отношений; здоровый образ жизни;
- эмоциональная саморегуляция; профилактика экзаменационного стресса;
- профилактика экзаменационного стресса;
- здоровый образ жизни;
- конфликты и пути их разрешения;
- профилактика зависимостей и асоциального поведения;
- формирование жизнестойкости и профилактика аутодеструктивного поведения студентов.
Формы работы:
- групповая работа со студентами
- индивидуальная работа со студентами
- работа с кураторами групп
- работа с родителями (включая родительские собрания)
Методы работы:
- анкетирование
- психолого-педагогическое наблюдение
- тестирование
- социально-психологический тренинг
- психологические игры и упражнения
- беседы
Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к педагогу – психологу техникума
Методика определения уровня информированности и компетентности родителей в области профилактики употребления наркотических средств и психотропных веществ, формирования навыков здорового и безопасного образа жизни обучающихся
В оценке эффективности профилактической работы с обучающимися
значительное место занимает отношение родителей (законных представителей) обучающихся к профилактическим мероприятиям и программам, реализуемым
в образовательной среде, в том числе направленным на предотвращение раннего вовлечения обучающихся в незаконное потребление наркотических средств
и психотропных веществ.
Для оценки отношения родителей в рамках заявленной тематики разработан
контрольно-измерительный инструмент с использованием технологий интернет опроса (В.В. Зарецкий, 2020), который обеспечивает достижение следующих целей:
1) привлечение внимания родительской общественности к существующей социальной проблеме вовлеченности несовершеннолетних в употребление наркотических средств и психотропных веществ, в том числе посредством распространения информации;
2) изучение отношения родительской общественности к существующей проблеме вовлечения несовершеннолетних в употребление различных психоактивных веществ, с учетом активного распространения их новых форм и аналогов;
3) повышение социально активной позиции родительской общественности
в решении проблемы, связанной с риском наркотизации, и содействие
формированию навыков здорового и безопасного поведения среди обучающихся.
Планируемый результат опроса родителей – формирующее воздействие на отношение родителей (законных представителей) к осознанному и ответственному выбору стиля поведения с целью предотвращения/уменьшения риска наркотизации среди несовершеннолетних.
Главным результатом влияния проводимого опроса, как элемента комплекса
образовательных воздействий, должны стать не столько определённые знания в рамках проблематики, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности, что в рамках компетентностного подхода именуется «компетенцией».
Под компетенцией следует понимать «некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях» (И.А. Зимняя, 2006). Согласно концепции субъективных отношений В.Н. Мясищева, направленность будущего поведения личности зависит не столько от знаний, сколько от отношения к проблеме и способам её решения, от положительной или отрицательной значимости содержания процесса, от силы этой значимости для человека.
Таким образом, предлагаемая методика «Определение уровня информированности и компетентности родителей в области профилактики раннего вовлечения в незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ, формирования навыков здорового и безопасного образа жизни обучающихся» предназначена для диагностики интенсивности субъективного отношения к проблемам распространения наркотических и психотропных веществ (далее – НС и ПВ, ПАВ) и уровня знаний в этой области, что в совокупности (отношение и знания) соответствует понятию компетенции. Под интенсивностью отношения понимается его структурно-динамическая характеристика, являющаяся показателем того, в каких сферах и в какой степени проявляется отношение.
Методика включает 4 основные шкалы, которые соответствуют четырем компонентам интенсивности отношения: эмоциональную, познавательную, практическую, поступков, а также дополнительную шкалу эрудиции:
- 1. «Познавательная шкала» служит для определения уровня готовности и стремления получать, искать и перерабатывать информацию по проблематике, связанной с употреблением ПАВ и участием несовершеннолетних в незаконном обороте НС и ПВ, например, знать свои права в области диагностики, получения информации, быть в курсе активности других субъектов профилактической деятельности.
- 2. «Эмоциональная шкала» служит для определения уровня заинтересованности проблемами употребления и участия несовершеннолетних в незаконном обороте НС и ПВ, а также переживания по поводу сложившейся ситуации с этими явлениями (соответствует положению на условной оси «волнует – не волнует», «тревожит – не тревожит»).
- «Практическая шкала» служит для определения уровня готовности и стремления к практическому применению мер по профилактике употребления и участия несовершеннолетних в незаконном обороте НС и ПВ, прежде всего, исходя из идеи поддержания и сохранения здоровья своего собственного и своих близких.
- «Шкала поступков» служит для определения готовности к личностной активности, направленной на формирование здорового и безопасного образа жизни молодежи, исходя из логики «это необходимо для всех».
- 5. «Шкала эрудиции» служит для определения объема и достоверности имеющихся у респондента сведений (знаний) о вреде и возможных негативных последствиях употребления НС и ПВ, о правах и обязанностях в области диагностики употребления
Опросник состоит из 32 пунктов.
Опрос размещен на платформе: www.опрос-родителей-о-пав.рф
Советы педагога-психолога при террористической угрозе
Советы психолога для родителей подростков, оказавшихся дома во время карантина из-за коронавируса
Рекомендации родителям детей, временно находящихся на дистанционном обучении: советы психолога
Рекомендации для подростков, испытывающих беспокойство из-за коронавируса
Если у Вас появились сомнения в том, что что-то происходит с близким Вам человеком, если Вам нужна помощь, обращайтесь к специалистам, которые могут помочь:
Горячая телефонная линия 8-902-150-25-22
- МБУ «Центр социально-психологической помощи детям и молодежи «Форпост» 8(343)385-73-83
- Телефон доверия УФСКН России по Свердловской области 8(343)312-31-33
- Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 8-800-2000-122
- Телефон доверия «Ребенок в опасности» 8(343)297-71-79
- Телефон доверия для детей и подростков 8(343)307-72-32
- Горячая линия «Урал без наркотиков» 8-800-3333-118
- Филиал Свердловской областной клинической психиатрической больницы «Детство»: 8(343)320-36-93
- Телефон доверия (экстренная психологическая служба), областная психиатрическая больница №6 (круглосуточно): 8(343)371-03-03
- Телефон доверия экстренной психологической помощи при Министерстве здравохранения Свердловской области (работает круглосуточно): 8-800-300-11-00
- Телефон доверия наркологической службы: 8(343)345-95-91
- Телефон для консультаций по проблеме наркомании МЦ «Диалог»: 8(343)251-47-51
- Телефон экстренной психологической помощи Центр “Ладо”: 8-800-101-24-00