Страничка психолога

Педагог-психолог ГАПОУ СО «Режевской политехникум»

Зайцева Алла Ринатовна, 1 кв.категории,

член Федерации психологов образования России

 по Свердловской области

Целью работы педагога-психолога является:

  • психолого-педагогическое сопровождение студентов и студенческих групп  в образовательном процессе, повышение психологической защищенности студентов, формирование социально-адаптивного, востребованного на рынке труда выпускника.
  • обеспечение социально-психологических условий, способствующих повышению качества образовательного процесса в техникуме и направленных на максимально полное раскрытие личностного потенциала каждого из его субъектов.

Задачи педагога-психолога:

  • сбор и анализ результатов обследований, создание банка данных психологической информации, составляющих социально-психологический портрет студентов техникума;
  • помощь кураторам в создании атмосферы психологического комфорта, в повышении эмоционального настроя в коллективах студентов;
  • выявление и изучение потребностей студентов, их интересов, отклонений в поведении, адаптированности к социальной среде;
  • взаимодействие с семьей студентов, кураторами, преподавателями-предметниками для оказания психологической помощи студенту;
  • организация и проведение работы по профилактике правонарушений, наркомании, табакокурения и употребления алкоголя  в студенческой среде;
  • организация в содействии формирования у обучающихся потребности в саморазвитии и самовоспитания;
  • проведение тренинговых занятий, направленных на развития групповых отношений, коммуникативной компетентности, личностного роста;
  • организация сотрудничества и взаимодействия со специалистами служб системы профилактики.

Деятельность педагога-психолога осуществляется по следующим направлениям:

Психолого-педагогическая диагностика

В рамках данного направления проводится диагностика личностных качеств, эмоциональных состояний, психических процессов, изучение интересов, ценностей, склонностей и способностей студентов, межличностных отношений, оценка социально-психологического климата и атмосферы в группах и коллективах и другие виды диагностики.

Коррекционно-развивающая работа

Коррекционно-развивающая работа включает в себя проведение групповых тренинговых занятий (на сплочение, развитие навыков общения, разрешения конфликтов, развитие уверенности в себе, творческих качеств личности, самопознание и саморазвитие) и индивидуальных занятий по результатам диагностики и запросам.

Консультирование

Индивидуальное психологическое консультирование по вопросам развития, обучения, жизненного самоопределения, эмоциональные проблемы, взаимоотношения с окружающими и др.

Психолого-педагогическое просвещение и профилактика

Психолого-педагогическое просвещение и профилактика осуществляется в форме выступления психолога на кураторских часах, бесед, лекций, встреч со специалистами разных сфер деятельности, круглых столов, семинаров, практикумов, дискуссий, видеолекториев, информационно-просветительских и профилактических акций по следующей тематике:

  1. адаптация к условиям обучения в техникуме;
  2. психология межличностных отношений; здоровый образ жизни;
  3. эмоциональная саморегуляция; профилактика экзаменационного стресса;
  4. профилактика экзаменационного стресса;
  5. здоровый образ жизни;
  6. конфликты и пути их разрешения;
  7. профилактика зависимостей и асоциального поведения;
  8. формирование жизнестойкости и профилактика аутодеструктивного поведения студентов.

Формы работы:

  • групповая работа со студентами
  • индивидуальная работа со студентами
  • работа с кураторами групп
  • работа с родителями (включая родительские собрания)

Методы работы:  

  • анкетирование
  • психолого-педагогическое наблюдение
  • тестирование
  • социально-психологический тренинг
  • психологические игры и упражнения
  • беседы

Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к педагогу – психологу техникума

Методика определения уровня информированности и компетентности родителей в области профилактики употребления наркотических средств и психотропных веществ, формирования навыков здорового и безопасного образа жизни обучающихся

В оценке эффективности профилактической работы с обучающимися

значительное место занимает отношение родителей (законных представителей) обучающихся к профилактическим мероприятиям и программам, реализуемым

в образовательной среде, в том числе направленным на предотвращение раннего вовлечения обучающихся в незаконное потребление наркотических средств

и психотропных веществ.

Для оценки отношения родителей в рамках заявленной тематики разработан

контрольно-измерительный инструмент с использованием технологий интернетопроса (В.В. Зарецкий, 2020), который обеспечивает достижение следующих целей:

1) привлечение внимания родительской общественности к существующей социальной проблеме вовлеченности несовершеннолетних в употребление наркотических средств и психотропных веществ, в том числе посредством распространения информации;

2) изучение отношения родительской общественности к существующей проблеме вовлечения несовершеннолетних в употребление различных психоактивных веществ, с учетом активного распространения их новых форм и аналогов;

3) повышение социально активной позиции родительской общественности

в решении проблемы, связанной с риском наркотизации, и содействие

формированию навыков здорового и безопасного поведения среди обучающихся.

Планируемый результат опроса родителей – формирующее воздействие на отношение родителей (законных представителей) к осознанному и ответственному выбору стиля поведения с целью предотвращения/уменьшения риска наркотизации среди несовершеннолетних.

Главным результатом влияния проводимого опроса, как элемента комплекса

образовательных воздействий, должны стать не столько определённые знания в рамках проблематики, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности, что в рамках компетентностного подхода именуется «компетенцией».

Под компетенцией следует понимать «некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания,  представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях» (И.А. Зимняя, 2006). Согласно концепции субъективных отношений В.Н. Мясищева, направленность будущего поведения личности зависит не столько от знаний, сколько от отношения к проблеме и способам её решения, от положительной или отрицательной значимости содержания процесса, от силы этой значимости для человека.

Таким образом, предлагаемая методика «Определение уровня информированности и компетентности родителей в области профилактики раннего вовлечения в незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ, формирования навыков здорового и безопасного образа жизни обучающихся» предназначена для диагностики интенсивности субъективного отношения к проблемам распространения наркотических и психотропных веществ (далее – НС и ПВ, ПАВ) и уровня знаний в этой области, что в совокупности (отношение и знания) соответствует понятию компетенции. Под интенсивностью отношения понимается его структурно-динамическая характеристика, являющаяся показателем того, в каких сферах и в какой степени проявляется отношение.

Методика включает 4 основные шкалы, которые соответствуют четырем компонентам интенсивности отношения: эмоциональную, познавательную, практическую, поступков, а также дополнительную шкалу эрудиции:

  1. 1. «Познавательная шкала» служит для определения уровня готовности и стремления получать, искать и перерабатывать информацию по проблематике, связанной с употреблением ПАВ и участием несовершеннолетних в незаконном обороте НС и ПВ, например, знать свои права в области диагностики, получения информации, быть в курсе активности других субъектов профилактической деятельности.
  2. 2. «Эмоциональная шкала» служит для определения уровня заинтересованности проблемами употребления и участия несовершеннолетних в незаконном обороте НС и ПВ, а также переживания по поводу сложившейся ситуации с этими явлениями (соответствует положению на условной оси «волнует – не волнует», «тревожит – не тревожит»).
  3. «Практическая шкала» служит для определения уровня готовности и стремления к практическому применению мер по профилактике употребления и участия несовершеннолетних в незаконном обороте НС и ПВ, прежде всего, исходя из идеи поддержания и сохранения здоровья своего собственного и своих близких.
  4. «Шкала поступков» служит для определения готовности к личностной активности, направленной на формирование здорового и безопасного образа жизни молодежи, исходя из логики «это необходимо для всех».
  5. 5. «Шкала эрудиции» служит для определения объема и достоверности имеющихся у респондента сведений (знаний) о вреде и возможных негативных последствиях употребления НС и ПВ, о правах и обязанностях в области диагностики употребления

Опросник состоит из 32 пунктов.

 Опрос размещен на платформе: www.опрос-родителей-о-пав.рф

Уважаемые студенты и родители (законные представители)!

Вот и лето прошло…

И настала играющая красками осень, бодрящая утренним холодком, освежающая дождями и угощающая щедрым урожаем. Но радует это далеко не всех. Сырость, холод и быстро наступающую темноту мы ощущаем в полной мере, зачастую настроение не поднимает теплый плед, вкусная еда и общение с домочадцами и друзьями. Осень — время, когда мы сталкиваемся с трудностями и неудачами. Привычный порядок вещей нарушается. Мы чувствуем, что не можем контролировать свою жизнь так, как раньше.

Чувство вины за события прошлого и ощущение беспомощности перед лицом жизненных трудностей сочетаются с чувством бесперспективности. Самооценка резко снижена. Измененным оказывается и восприятие времени, которое течет мучительно долго. Для поведения характерны замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость; все это приводит к резкому падению продуктивности.

Поверьте, «Осенняя депрессия» это не более как осеннее эмоциональное состояние: «грустно».

И в это не простое время предлагаем вам воспользоваться разработками ведущих психологов страны:

Советы психолога для родителей подростков, оказавшихся дома во время карантина из-за коронавируса https://mgppu.ru/resources/news/Советы%20психолога%20для%20родителей%20подростков%2C.pdf

Рекомендации родителям детей, временно находящихся на дистанционном обучении: советы психолога https://mgppu.ru/resources/news/Рекомендации%20родителям%20детей%2C%20временно%20находящихся%20на%20дистанционном%20обучении%20советы%20психолога.pdf

Рекомендации для подростков, испытывающих беспокойство из-за коронавируса https://mgppu.ru/resources/news/Рекомендации%20для%20подростков%2C%20испытывающих%20беспокойство%20из-за%20коронавируса.pdf

Как родителю помочь ребенку справиться с возможным стрессом при временном нахождении дома: советы детского психолога https://mgppu.ru/resources/news/Как%20родителю%20помочь%20ребенку%20справиться%20с%20возможным%20стрессом%2C%20при%20временном%20нахождении%20дома%20советы%20детского%20психолога.pdf

Советы для студентов и учащейся молодежи: снижение стресса, контроль тревоги, сохранение продуктивности в текущих делах https://mgppu.ru/resources/news/Советы%20для%20студентов%20и%20учащейся%20молодежи%20снижение%20стресса%2C%20контроль%20тревоги%2C%20сохранение%20продуктивности%20в%20текущих%20делах.pdf